Русский язык в Качканаре держит удар абсурда
В конце ноября в наших школах родителей просили письменно указать родной для их детей язык. Инициатором необычного опросника стало областное и федеральное министерства образования. С 1 декабря дети будут учить русский язык как государственный и отдельно как родной для тех, кто его таковым считает. Если родным для ребенка является, например, татарский, то изучать по предмету «родной язык» он, по возможности, будет этот язык. В связи с нововведением школы изменят расписания.
Согласие на изучение «русского»
На прошлой неделе сразу несколько возмущенных родителей обратились в редакцию, рассказав о странных заявлениях в школах.
По словам Сергея Лобанова, чей ребенок учится в лицее №6, бланки выдавали на родительских собраниях и через детей.
– Ребенок принес бланк домой. Читаю: «Прошу организовать изучение родного ____ языка как предмета для моего ребенка». Подразумевается, что мы должны написать «русского». Думаю, ерунда какая-то, не может такого быть. Из Интернета узнал, что с 1 декабря в Свердловской области русский язык запрещено называть родным. Гражданин России, русский по национальности, проживающий в русскоговорящем регионе, должен писать заявление на изучение своего родного языка. Всю жизнь мы учили русский язык, как вдруг понадобилось наше согласие на его изучение. Мы подписывать сразу не стали. Ребенок объяснить ничего не мог, на него каждый день давил учитель: «Почему родители не подписали заявление?». На учителя давил директор, на директора — Управление и Министерство образования… Для чего это нужно? Если мы изучаем русский язык в рамках государственного, зачем нужно писать дополнительные заявления? Мы русскоязычный регион, – возмущается отец лицеиста. – Понимаю, что проблема пошла с национальных государств, в Башкирии, например, национальный язык изучается наравне с государственным, русским, а мы-то при чем? Почему нас заставляют подписывать такие заявления? Жена не выдержала, подписала, потому что с ребенка каждый день требуют. Меня удивляет, почему другие родители не возмущаются? Почему они спокойно все подписывают? Ничего общего с образовательным процессом это не имеет, лишь изображение кипучей деятельности. Иначе, как маразмом, это не назовёшь.
О схожих заявлениях нам сообщали также родители из школ №3 и №7. В последней школе формулировка заявления звучала по-другому: «… даю согласие/не согласие на изучение русского языка и литературы в рамках предметной области «Филология» как родного. Прошу заменить учебный предмет «родной язык и родная литература» на учебные предметы «Русский язык» и «Литература».
Такие заявления появились в национальных республиках РФ и в школах Свердловской области. Большинство свердловских родителей спокойно восприняли нововведения в школах, действуя по принципу «надо – значит, надо». Правда, неясно, отчего вдруг такая спешка (сдать заявления до 1 декабря), почему это происходит в середине учебного процесса и почему именно Свердловская область вошла в число субъектов, где внедряют эти нововведения?
Корректировка учебного плана
Что касается качканарских школ, за разъяснениями редакция газеты обратилась в местные образовательные учреждения.
Любовь Кишеева и Надежда Сафронова, возглавляющие лицей №6 и школу №3, отреагировали на запросы очень быстро. В ответе директора ссылались на федеральный закон «Об образовании», в котором 14 статья гарантирует получение образования на государственном языке и родном языке из числа языков народов РФ, в том числе русском.
Заявления объяснили мониторингом среди родителей (законных представителей) с целью выяснить, какой язык является родным для их ребенка. В случае, если кто-то из родителей укажет в заявлении родным другой язык, кроме русского, обучение будет организовано в пределах возможностей как системы образования, так и образовательного учреждения.
Это же подтвердила нам и Марина Мальцева, начальник Управления образования г.Качканар, пояснив, что теперь, помимо предмета «русский язык», в программе появится дополнительный – «родной язык». То есть будет государственный русский язык (как язык РФ) и родной русский язык. Учить и тому, и другому будут по прежним учебникам. Если опрос покажет, что есть желающие изучать иной родной язык, не русский, то здесь, как говорится, все будет исходить из возможностей школы.
– По образовательной программе предмет будет именоваться как «родной язык». Какой – покажет опрос. В случае, если выявится потребность в изучении нерусского родного языка, будет применяться другой вариант учебного плана. Отрицание родителями данного письменного согласия – мне непонятно. В чем сложность для тех, у кого родным является русский язык, указать его в заявлении? Они не признают, что их родной язык русский? Точно так же родителей ранее просили выбрать предметы, которые входят в вариативную часть учебного плана. Тогда они проблем не видели, а здесь отчего-то видят, – ответила Марина Мальцева.
Но не все выглядит так однозначно. Как сообщает сайт ura.ru, в Свердловской области заявления для родителей появились после ноябрьского совещания в екатеринбургской гимназии №104 под названием «Профилактика нарушений обязательных требований законодательства РФ в сфере образования в части обеспечения прав граждан РФ на изучение родного языка из числа языков народов РФ». Тема вызвала у педагогов много вопросов и дала разную оценку происходящему, хотя в целом, конечно, школы не пойдут наперекор указаниям Министерства образования.
Учить язык —заставлять недопустимо
Проблема «родного языка» в национальных республиках нашей страны была всегда. С 1990-х годов она стала еще более острой, особенно в Башкортостане и Татарстане. Вплоть до 2017 года родители в этих субъектах РФ возмущались навязанной обязанностью изучать татарский или башкирский языки, вопреки их согласию. Эти языки по часам изучали наравне с русским, дети были немало загружены.
Точку в спорах поставил Владимир Путин 20 июля этого года на Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, где указал на добровольный характер изучения национальных языков. И касалось это, прежде всего, национальных республик.
– Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Языки народов России являются неотъемлемой частью их самобытной культуры. Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное, – акцентировал президент.
На том же совещании был обозначен срок – 1 декабря, когда президенту должны представить отчет о добровольности изучения национальных языков в российских школах. В связи с чем ускоренными темпами в школах Якутии, Башкортостана, Татарстана и Свердловской области (по непонятным причинам) директора собирали с родителей заявления.
После этой речи президента ряд татарских школ оказались в еще большем замешательстве, учителя татарского языка начали покидать школы. В образовательных учреждениях провели прокурорские проверки, выявили недостаточное изучение русского языка и навязывание «родного».
Часть казанских педагогов считает, что изучение национальных языков в рамках небольших часов приведет к их вымиранию, языки республик сохранятся лишь в деревнях и селах. Не исключено, что перемены в системе образования в республиках будут иметь отрицательный эффект.
P.S. Цель «насильственного» изучения языков в национальных республиках понятна и очевидна. Власти республик пытаются сохранить свою самобытность, свой родной язык, культуру и традиции. Где еще сохранять это, как не в родных республиках? Ведь риск того, что языки меньшинств будут знать все меньше, несомненно, есть.
Остается непонятным, почему в этой истории оказалась Свердловская область? Наш регион не образован по национальному признаку. По данным переписи 2010 года, у нас проживает 90 процентов русских, 3,5 процента татар и два процента башкир, украинцев и немцев. Картина, как говорится, ясна.
При этом очень многие семьи татар и башкир, проживающие у нас в области, никогда не говорили на языке своих предков, не учат родной язык их дети и внуки. Стремления знать «родной» язык нет, поскольку им достаточно русского языка, он стал для них родным. И мониторинг в качканарских школах вряд ли выявит желающих изучать иной «родной язык».
Вот какую зарисовку с собрания в школе №7 рассказал нам очевидец. Над бланком того самого заявления сидела мама ученика, которая по-русски не знает и пары слов (национальность не уточняется). К женщине подошла учительница и спросила, понимает ли та, о чем идет речь. В ответ было молчание. Молча женщина просидела над бумагой 15 минут, молча встала и молча ушла.
– Что делать администрации школы в это случае? Указать на дверь – незаконно. Найти преподавателя соответствующего языка – нереально. Остаётся один выход: не мытьём, так катаньем заставить подписать заявление на изучение «родного» русского языка! На вопрос учителю, откуда такая инициатива, последовал категоричный ответ: «Путин так сказал!» – рассказал очевидец.
И все же, несмотря на то, что большинство воспринимает это нововведение в школах как норму, негативную реакцию отдельных качканарских родителей на заявления можно понять. Изучение государственного и родного нам русского языка в родной стране воспринимается как должное, как то, что гарантировано многовековой историей и Конституцией. Поэтому в этой истории намного лучше выглядел бы опрос желающих изучать иной язык, нежели, повсеместное «скажи «да», что твой родной – русский».
Источник "Новый качканар"