Качканарский Баскунчак
Проблемой природоохраны в Качканаре озабочены депутаты думы КГО. Не оставляет равнодушными эта тема и большинство качканарцев. В частности, посыпка проезжей части и пешеходных дорожек противогололедными химическими реагентами в этот зимний сезон наделала много шума.
Не сыпь мне соль на бампер
Использовали дорожники противогололедные реагенты и ранее, но не так заметно, как этой зимой.
Первыми забили тревогу автомобилисты, заметив повышенную коррозийность металла своих автомобилей; почувствовали по состоянию обуви и пешеходы. Во время оттепелей смесь снега с химией превращается в кашу, которую сгребают на обочины дорог.
Выковыривать эти завалы никто, похоже, не собирается. Вся эта химия вскоре стечет ручьями в нижнее водохранилище, откуда город снабжается водой.
На депутатский запрос об этом способе борьбы с гололедицей, его опасности и эффективности в мэрии ответили так:
Администрация КГО не видит особой опасности загрязнения Нижневыйского водохранилища
— Химический способ по борьбе с зимней скользкостью обеспечивает возможность содержать проезжую часть дорог без снежно-ледяных отложений. И применяется для удаления как уже сформировавшейся скользкости, так и в профилактических целях. В противном случае скользкость на дорогах является сопутствующим фактором при ДТП, что ведет к реализации угроз безопасности граждан или общественной безопасности. Однако после применения химреагентов на дорогах организация, обслуживающая уличную дорожную сеть, принимает все возможные меры по предотвращению попадания загрязнений и стоков в Нижневыйское водохранилище.
Что за «организация» и что за «все возможные меры», этого в документе не указано.
Документальные противоречия
Однако есть Постановление администрации КГО от октября 2012 года, в котором определены места временного складирования вывезенного снега на специальные площадки и снегоплавильные камеры. Также одним из пунктов постановления запрещается обрабатывать тротуары и дорожные покрытия поваренной солью (NaCl). А чуть ниже, в разделе «Зимняя уборка улиц и дорог», предписывается как первоочередная операция «Обработка проезжей части дорог противогололедными препаратами (по согласованию с районными санэпдемстанциями)». К операциям второй очереди относится вывоз снега, скалывание льда, удаление снежно-ледяных образований.
Как-то не очень вяжутся эти пункты одного и того же документа. Кстати, если со времени утверждения этого постановления никаких особых изменений в порядке снегоочистки не было, значит, оно имеет законную силу?
Однако позже было все-таки разрешено использовать химреагенты, но только в тех местах, которые не имеют склона в сторону водохранилища.
— Я не могу сказать, что было высыпано в этом году, но было конкретное предписание ГИБДД в кратчайшие сроки ликвидировать наледь на межосевой полосе именно по Свердлова, — объяснял целесообразность применения реагентов замглавы Вячеслав Саракаев. — У нас нет в наличии техники для такой работы. Грейдер этот гребень не берет. Поэтому было принято решение о применении реагентов. Но вот по Крылова, дорогу которой эксплуатирует ООО «Уралгазспецстрой», обильно используются антигололедные соли, хотя мы ясно дали понять руководству этого предприятия, что у нас запрещено сыпать реагенты. Но они продолжают сыпать и никого не слушают…
По словам Вячеслава Саракаева, администрация не бездействует. И звонят в различные ведомства, и с компанией этой ведут переписку, но воз и ныне там. В природоохранную прокуратуру не обращались, не желая «выносить сор из избы».
На очередном разборе полетов, когда депутатская комиссия заслушивала в очередной раз городских хозяйственников и экологов, прозвучали впечатляющие цифры: только за январь 2018 года вывезено 4000 кубометров снега с улиц Гикалова и Свердлова, на которых велось применение антигололедных реагентов, за этот месяц высыпано 380 тонн отсевов(!).
— Нынешняя зима с ее перепадами температур способствует созданию повышенной скользкости на дорогах, — говорила Юлия Власова, начальник отдела городского хозяйства администрации. — Сегодняшние правила содержания дорог не запрещают бороться с гололедом химреагентами при условии надлежащей сертификации их и своевременного удаления снежной накатной массы. Учитывается тут и географическое расположение города по отношению к водохранилищу. Мы используем сертифицированные материалы пермского завода.
Да, заводской сертификат был предъявлен депутатам. Только их ли точно применяют на дорогах города? Таких заключений от Роспотребнадзора депутаты так не увидели.
— Только в исключительных, форсмажорных обстоятельствах применяются соли, — заверил Анатолий Мамаев, главный инженер УГХ. — Зачастую, только во избежание штрафных санкций от ГИБДД. А штрафы и требования увеличились многократно. И мы все делаем для того, чтобы отходов и гадостей попадало в водоем как можно меньше. Разрабатываем сейчас проект объекта водоочистки со стороны улицы Крылова. Примерная стоимость сооружения в пределах 500 тыс. рублей.
— Всего лишь два раза за сезон мы имеем право использовать соляные смеси, — подтвердил Радик Гимадиев, начальник УГХ. — За январь нам предъявлено 34 претензии, касающиеся ледяных накатов. И без применения противогололедных материалов тут не обойтись. Иначе — штрафы.
Пока суд да дело
Экологические споры могут вестись бесконечно. Доводы той и другой стороны справедливы, конечно. Администрация не видит особой опасности в применении химии на дорогах. И замечания насчет общей культуры населения справедливы. В водоем попадает немалое количество грязи от автотранспорта, собачьего и скотского дерьма, бытовых отходов жизнедеятельности человека. Защитить хотя бы Нижневыйское водохранилище от загрязнения можно только мощными водоочистными и водоотводными сооружениями.
— По генеральному проекту строительства КГОКа и самого города давно уже запланированы такие меры безопасности, — говорил после заседания Анатолий Мамаев. — Только вот комбинат от города отстранился. Зачем ему такие затраты теперь? Это сейчас частная собственность. Инфраструктура капиталистов не интересует. Стоимость таких сооружений, по нашим подсчетам, составит более 2-х млрд. рублей. Где взять такие средства городу?
Тоже резонная претензия. Только вот почему талые и дождевые воды с улицы Крылова, которую газовики обильно «солят» неизвестно чем, город собирается чистить, не предъявляя особых претензий к вредителям, а почти в центре города, при выезде с 9 микрорайона на ул.Свердлова, сточные канализационные воды текут себе в водоем круглый год?
— Водоем наш пока что довольно чист, — заявляет Вячеслав Саракаев — Это же видно по зарыблению! Налим уж, на что рыба чистоплотная, и тот охотно размножается.
— В 2010 году, как только активно стали эти солевые реагенты применять, в водоеме исчезли раки, а это не налим. Это общепризнанный природный индикатор загрязнения. Нельзя ждать техногенной катастрофы, к которой мы постепенно приближаемся. Радикальные меры предосторожности нужны. Надо, надо искать выход из создавшегося опасного положения, — таково мнение Дмитрия Савватеева, председателя комиссии по вопросам городского хозяйства, экологии и природопользования думы КГО. — Не проще ли, к примеру, приобрести надлежащую технику для своевременной очистки дорог? А то у нас сначала накопится снежная проблема, а потом мы с ней героически, с экологическими потерями сражаемся-боремся. А водохранилище постепенно превращается в соляное озеро Баскунчак.
А пока подождем реакции на происходящее Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры, куда намерены обратиться депутаты. И посмотрим, как все-таки соляные отвалы будут вывозиться с улиц Качканара.
Источник "Новый качканар"