Благословить учителя
Раскрыв прошлый номер «Нового Качканара», я увидел интервью, взятое Татьяной Павловой у Веры Михайловны Токмениновой «Учитель – это моя профессия!».
Обязательно прочитаю, подумал я. Не только потому, что знаком с Татьяной Николаевной (мои дети учились в школе имени Новикова, сын был у неё в классе), но ещё и потому, что мне всегда приятно, когда пишут доброе об учителях.
Вера Михайловна Токменинова – заместитель директора школы, у неё юбилей. С ней я незнаком. Вера Михайловна вышла на заслуженный отдых. Коллеги позаботились о том, чтобы сердечно поздравить её с юбилеем. Красиво! Не проводили молчаливо, но оказали честь уважаемому человеку.
На этом я хочу отойти от упомянутого интервью. Рассуждения будут о другом. Свою статью-мнение я назвал «Благословите учителя». Это значит – благое слово сказать учителю и об учителе. Думаю, есть у нас нужда в этом.
В советское время одними из самых уважаемых тружеников считались врачи и учителя. Потому что важный, зачастую жертвенный труд они совершают. В 90-е годы в нашей стране стало модным ругать всё и вся. Представителей каких профессий у нас только не ругали! На мой взгляд, многие педагоги и переходного (90-е годы), и настоящего времени имели и имеют высокую квалификацию.
Отмечу, что являюсь не сторонним наблюдателем того, о чём пишу. В 1997 году окончил Нижнетагильский педагогический институт, получил специальность «учитель истории, обществознания и права». Много раз работал в детских лагерях отдыха. Педагог «по жизни», так как являюсь многодетным отцом. А вот в общеобразовательной школе проработал совсем немного, чуть более года. Почему? Тяжёлое поприще при небольшом заработке. Эти причины, наверное, известны всем.
Помню, в школе в 1998 году я получал в месяц 232 рубля. Конечно, был тогда молодым специалистом, без заслуг, и часов преподавания у меня было немного. Когда меня приняли в КГОК на должность «электрослесарь дежурный и по ремонту оборудования» (приняли по низкому, 3 разряду), я получил первую зарплату – 625 рублей. Тоже без всяких заслуг на производстве получал существенно больше, чем в школе. Электрослесарь с 5 разрядом зарабатывал около 900 рублей. Позже я сдал и на 4 и на 5 разряд. Понятно, почему учителей мужчин почти нет в школе. В то время я был намерен создавать семью, а семье нужны средства к существованию.
Не очень представляю, как оплачивается труд учителя в настоящее время, допускаю, что заслуженные работники получают относительно адекватные их труду зарплаты. Есть ещё причина (важнейшая), за что нужно уважать школьных учителей – это тяжёлый труд. Недавно один молодой человек сказал мне, что учитель – профессия неблагодарная. Согласен с этим выводом. Есть такой афоризм: «Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». Преподаватель кропотливо готовится к урокам, затем перед ним стоит ещё более сложная задача – донести материал массе учеников. Не секрет, что определенной части учащихся всё это просто не надо (они так и говорят). Вместо благодарности в свой адрес педагог нередко принимает что-то другое. Конечно, есть классы, с которыми работать одно удовольствие. Не думаю, что таких классов большинство.
Подразумевается, что учитель должен быть гениальным воспитателем, то есть уметь поддерживать дисциплину и уметь даже не желающему учиться ребенку привить это желание. Думаю, что даже сильным педагогам, всё это могущим, не всегда легко решать упомянутые задачи. И, к сожалению, не все могут быть такими сильными педагогами. Не все могут легко справляться с классом, где несколько ребят отрицательно влияют на дисциплину. Если человек любит детей, любит свой предмет и старается трудиться, он уже достоин большого уважения.
Не собираюсь утверждать, что все школьные учителя любят детей и свой предмет и старательно трудятся. Встречал таковых, кто, к сожалению, не соответствовал указанным качествам. Что-то немного могу таких педагогов вспомнить, а ведь учился и в школе, и в училище, и в институте. Будучи сам учителем, общался с коллегами, о них у меня остались добрые воспоминания. Делаю смелый вывод: трудно в школе задерживаться тому, кто не любит детей, либо свой предмет, либо не намерен серьёзно трудиться.
Упомяну мнение о педагогах популярного ныне писателя А.Иванова. Он тоже был учителем, потом бежал из школы. Трудно работать было. Как-то в одном интервью он сказал, что относится к учителям за их жертвенный труд с «бесконечным благоговением».
Несколько лет назад я вновь решил поработать в школе. Начал работать. Передумал. Бежал. В настоящее время я немного преподаю, но не в школе.
Всегда ли учителя бывают правы в отношении с учениками и родителями? Нет, не всегда. Они тоже люди, тоже ошибаются. Но нужно ли торопиться с осуждением их за просчёты? Помню, как на одном родительском собрании классный руководитель жёстко отзывалась об одном из моих сыновей и его товарище. Очень жёстко. Я, слушая её аргументы, был с ней не согласен, но промолчал. Вообще эти двое, которых отчитывали, пользовались уважением одноклассников, да и учителей тоже. Классный руководитель к ним тоже относился хорошо. Но на том собрании она дала волю эмоциям.
Некоторое время я был под впечатлением от услышанного, в моём разуме звучало: «неправа». А потом порассуждал и успокоился. Ну, сорвался человек! Сколько нагрузки он несёт! А может, всё-таки было со стороны тех двоих учеников то, чего я не знаю, что «помогло» учителю взорваться.
Как-то я был на другом родительском собрании. Классный руководитель резко критиковала поведение некоторых мальчиков. Некоторые мамы бросились на защиту своих ребят. «Эх, не надо бы», – подумал я. Ребята эти не дают уроки проводить даже такому опытному педагогу. Представим себя учителем на месте этого педагога. Жутко. Я знаю, о чём пишу.
К сожалению, такая картина бывает: учитель предпринимает все меры для успеха образовательного процесса на своих уроках, а некто из учеников вредит ему. Есть разные методы решения таких проблем, но не всегда они эффективны. Почему-то педагогическая система не может изобрести действенных мер для решения самых сложных проблем. Если ученик вредит, он и его родители должны ответить за это и исправить положение. Представляю, бригаде электрослесарей кто-то бы вредил во время работы. Вредители были бы устранены очень быстро, тут, кажется, всё просто. В системе образования всё гораздо сложнее.
Помню как-то я пришёл к завучу школы, где работал, со злободневной проблемой: посоветоваться, как можно воздействовать на поведение одного семиклассника, который срывает уроки. Мальчик не был злодеем, но явно гиперактивный. Предположил, что, может быть, нужно настроить на строгость его родителей. «А сейчас я расскажу вам о его родителях…», – начала своё повествование завуч. После того, как я выслушал коллегу, понял, – инструментов воздействия на поведение мальчика практически нет. Учителей, завучей, директора он слышит плохо, мама точно не сможет помочь… Как быть? Мучиться дальше. От этих мучений плохо всем: и учителю, и одноклассникам, и самому мальчику…
В прежние времена общество и родители внушали детям уважение к педагогам. Кто скажет, что это плохо? В последние десятилетия в обществе насаждается культ собственного «Я». А кому нужно ниспровержение естественных авторитетов?
Понимаю, что многим педагогам работать в школе нетяжело, это их любимое дело. Это тоже нужно обязательно отметить, чтоб не сложилось впечатление, что деятельность педагога – рабский труд.
Таким образом, я подошёл к тому, чтобы сформулировать своё мнение по обозначенной теме. Мы с женой стараемся благословлять учителей, воспитываем детей уважать педагогов. Учителя нам отвечают тем же. Всем хорошо. Этого намерены держаться, этого и другим желаем. Культивирование своего «Я», утверждение своих прав? Видели мы и такое. Не любят таких людей. Трудясь на производстве, я пару раз наблюдал, как от таких людей при появившейся возможности избавляются.
Должно быть, статья моя содержит немало негативной информации. Однако закончить её нужно обязательно позитивно, ибо позитива очень много. Сколько действительно сильных педагогов было и есть в нашем городе! Уверен, что уважения заслуживает не только эта гвардия, но и всякий серьёзный труженик. Здесь я вновь обращусь к упомянутому интервью, напечатанному в прошлом номере «НК». Цитирую Татьяну Павлову: «Если оглянуться назад и вспомнить, сколько замечательных педагогов подарили свой опыт, знания, душу ученикам Качканара, то можно создать большую педагогическую энциклопедию».
Многие учащиеся и их родители на самом деле уважают и вспоминают с любовью своих учителей. В глубине души люди ценят самоотверженный труд педагогов. В том числе многие из тех ребят, кто доставлял им проблемы во время учёбы. «Что посеет человек, то и пожнёт». Не может вырасти из добрых посевов худое.
Недавно из Нижнего Тагила приехал мой старший сын, студент колледжа, и на другой день пошёл в школу, «встретиться с учителями». Примечательно, что именно так он сказал. Однако там он встречался не только с учителями, но и с ребятами его класса, десятиклассниками. Школьные годы незабываемы. Да благословим вас, дорогие педагоги, не только мы, ученики прошлого и настоящего. Да благословит вас Бог!
Источник "Новый качканар"